Москва 

Супервизор как учитель

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Из ммоего доклада на Международном конгрессе "Интегративные процессы в большой психотерапии" Москва, ОППЛ 15-18 октября 2015 г.

 

Оказаться в роли супервизора, так или иначе, может любой опытный профессионал. Если вы работаете хотя бы десяток лет и имеете профессиональную репутацию, они появятся, молодые коллеги с требовательным взглядом и с жаждой знаний. Исходя из того, в какой затруднительной ситуации они оказались, вы будете выбирать из какой роли супервизора с ними взаимодействовать. Итак, принято считать рабочими, четыре роли супервизора:

Роль учителя, фасилитатора, консультанта и эксперта.

 

Терапевт, который находится в начале профессионального пути, хотел бы, чтобы супервизор его учил, то есть инструктировал или информировал касательно конкретного своего случая.

Именно так он учится быть успешным не только с клиентами представленными на супервизии, но и со всеми последующими.

В роли учителя супервизор привлекает внимание обучаемого к теории, ставит перед ним задачу обосновать свои интервенций, привязать  к случаю или ряду обсуждаемых случаев. Показывает пути оценки и понимания поведения клиента, так же как и динамику взаимодействия между терапевтом и клиентом. Иллюстрирует разные варианты понимания одного и того же клиента.

может делать это, непосредственно предписывая определенный ход действий или же помогая своим супервизируемым найти собственные решения.

Некоторые супервизоры недооценивают этот путь. Они полагают, что прямое информирование или инструктирование на супервизии некорректно либо бесполезно, что это несовместимо с глубинОй, которая достигается лишь путем конфронтирования обучаемого.

Итак, основные задачи УЧИТЕЛЯ:

  • ставить четкие задачи и цели;
  • дать схемы интервенций и обосновать их;
  • устраивать обучаемому репетиции тех или иных навыков;
  • просвещать относительно типологии клиента и исходя из этого - типа предпочтительной или не рекомендуемой терапии;
  • предлагать и обсуждать литературу на определенные темы;

Думаю, вы заметили, что эти шаги не просто про обучение через рассказ, это преподавание стратегии.

Успешные учителя варьируют свои стратегии: иногда действуют в детерминированном пространстве линейной обусловленности, иногда создают атмосферу почти игры, полную любопытства, головоломок и неопределенности.

НЕСКОЛЬКО ПРЕДПИСАНИЙ, ЕСЛИ ВЫ ВЫБРАЛИ РОЛЬ УЧИТЕЛЯ

1. Будьте «уместны». Несмотря на то, что супервизоры неохотно выполняют роль школьного учителя, зачастую совершенно уместно - по крайней мере, ставя задачи и давая обратную связь — брать на себя бОльшую ответственность за сессию.

А прямое дидактическое обучение может быть необходимо тогда, когда проблема состоит в элементарном неведении.

2. Соблюдайте баланс. Если вся супервизия состоит исключительно в том, что супервизор вещает, то это не супервизия, а урок.

Каким-то образом супервизору важно сочетать собственные монологи с тем, чтобы обучаемый действительно разбирался сам.

3. Проводите сравнение. Связывайте материал, принесенный обучаемым на обсуждение, с материалом его предыдущих сессий. Сопоставляйте сегодняшние трудности и успехи с тем, что было прежде.

4. Поощряйте взрослое обучение. Супервизия — форма взрослого обучения, и условия этого процесса следующие: неформальность, взаимное уважение, физический комфорт, сотрудничество а не соперничество, открытость, аутентичность, доверие, отказ от защитной позиции.

Как ни странно, обеспечить соблюдение этих условий — непростая задача.

Комментарии  

+1 # Лина 08.01.2017 13:09
Спасибо за интересную статью! Полезная информация и для школьного учителя
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий

Ваш комментарий появится после модерации. Благодарим за обратную связь!


Контакты

Г. Москва
Метро Таганская

Метро Римская

Улица Нижегородская

Дом 9 "в", офис 7

+7 903 160 7099

Схема проезда

© 2015 Психолог Алёна Гоциридзе. Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора и с активной ссылкой на данный ресурс.

Поиск по сайту